ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?..

02.11.2006
Или как не оказаться у разбитого корыта в вопросах газоснабжения населения многоквартирных домов

1-го января 2007 года вступают в действие новые правила оказания коммунальных услуг населению. По сути, с нового года функции по газоснабжению населения и связанную с ними ответственность будут нести не дочерние компании ОАО «Газпром», а управляющие компании (УК). Таков порядок, прописанный в постановлении Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам».

На территории Псковской области поставщиком природного газа, принадлежащего «Газпрому», является общество с ограниченной ответственностью «Псковрегионгаз» - дочерняя компания ООО «Межрегионгаз», созданного ОАО «Газпром». Никаких других поставщиков природного газа нет, а вот сбор платежей за газ с населения многоквартирных домов и обслуживание внутридомового газового оборудования, по новому предписанию, должны взять на себя управляющие компании.
По мнению многих экспертов, это новшество породит проблемы и для газоснабжающих компаний, и для УК, и для населения. Более того, как считает генеральный директор ООО «Псковрегионгаз» Валерий Шеменев, новшество в законодательстве создает ситуацию, при которой газоснабжающие организации выпадают из системы оказания непосредственно коммунальных услуг для населения, то есть между поставщиком газа и покупателем возникает посредник в лице УК.
Об этом же говорит и Жилищный кодекс РФ: продажа коммунальных услуг населению напрямую может осуществляться лишь в исключительных случаях. Между тем, повсеместный переход управления жилым фондом в руки УК не за горами. Сейчас население должно определиться, как будет происходить расчет за пользование природным газом с 1 января 2007 года. И лучшего варианта, нежели оставить все как есть, вряд ли можно найти.
Комментарий на эту тему дал руководитель газоснабжающей организации генеральный директор ООО «Псковрегионгаз» Валерий Шеменев.

В.Г. Шеменев: -Для того чтобы избежать сбоя в работе системы ЖКХ, необходимо как можно скорее скорректировать механизм взаимоотношений между энергоснабжающими организациями, управляющими компаниями и потребителями. Я считаю, что газоснабжающая организация должна обеспечивать население газом без посредников. В противном случае могут возникнуть негативные последствия, и в итоге пострадает население.

Весь вопрос заключается в том, что если появляется управляющая компания, которая якобы возьмет на себя функции «газоснабжения» (фото) жильцов многоквартирных домов, совершенно меняется схема потребления: получается, что поставщик выпадает из системы оказания коммунальных услуг непосредственно для населения.
То есть, появляется юридическое лицо, которому поставляется газ, а это «лицо» должно этот газ принять, оплатить, технически содержать все внутридомовое газовое оборудование, обеспечить его безопасную и безаварийную работу, собрать деньги за потребленный газ, а также оказать все социальные льготы населению, которые положены по существующему законодательству.
Есть вероятность, что управляющие компании столкнутся с финансовыми рисками на рынке оказания коммунальных услуг. Учитывая еще низкую платежеспособность населения, а также наличие граждан, имеющих право на социальную поддержку, возникнут ситуации несвоевременных или неполных платежей. Поэтому УК должны быть в финансовом отношении очень надежными, то есть, или иметь на счетах значительные финансовые средства, либо гарантированно их заимствовать. Ведь речь пойдет об оплате электроэнергии, газа, тепла, горячего водоснабжения. Любой сбой в оплате этих коммунальных услуг перед поставщиком может привести к прекращению их поставки.
При этом, когда поставщики без посредников, сами обеспечивают население ресурсами, трудно даже представить ситуацию, когда поставщик вдруг куда-то «исчезнет» с собранными с населения средствами и не предоставит услугу. А вот с управляющими компаниями таких гарантий дать никто не может.
Кроме финансовых рисков, на плечи управляющих компаний «ляжет» бремя технического обслуживания и содержания внутридомового газового оборудования (ВДГО). По газоснабжению это: установка в каждом доме общедомовых приборов учета газа и сам учет, ВДГО от газовой плиты до входной задвижки в доме. Все это потребует наличие квалифицированных специалистов, специальной техники, оборудования и, конечно, значительных финансовых средств. Есть ли на сегодняшний день в г. Пскове или других городах области управляющая компания, отвечающая всем этим требованиям? Ответ очевиден – нет.
К сожалению, для УК отсутствуют и какие-либо квалификационные требования. Сегодня любое ООО или индивидуальный предприниматель вправе заниматься оказанием коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов. По своему опыту могу сказать, четыре года «Псковрегионгаз» занимается поставкой природного газа населению. И начиналась эта работа как раз с того, к чему нас сейчас призывают: газ от поставщика получал посредник, поставлял его населению, при этом посредник осуществлял сбор платежей за газ, но долг перед поставщиком превышал уровень годовой поставки. Ситуация опять выглядит парадоксально. Возвращаться к этому очень бы не хотелось. Более того, управляющие компании, как коммерческие потребители обязаны в полном объеме и в срок 100-процентно оплачивать потребление газа, в противном случае поставщик вынужден будет прекращать поставку, то есть, оставлять все дома, которые обслуживает УК-неплательщик без газа! Думается такой вариант не устраивает ни поставщика, ни население, ни муниципальную власть.
Подводя итог, можно сказать, учет, контроль, дисциплина и ответственность – вот залог успешной работы по оказанию услуг в сфере ЖКХ и, никакие «посредники» в лице управляющих компаний не решат проблем предоставления коммунальных услуг более эффективно и качественно, чем непосредственно поставщики этих самых услуг.

Для справки:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования «Отношение россиян к управляющим компаниям в сфере оказания коммунальных услуг». Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 сентября – 1 октября 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Приводим некоторые результаты этого опроса.
Существующая система обеспечения жилых домов энергоресурсами – отопление, водо- и газоснабжение – устраивает большинство россиян (62–67%).
Опрошенные настороженно относятся к введению института управляющих компаний: положительно эту меру оценивает каждый четвёртый (23%), отрицательно – каждый второй (48%), остальные (29%) затрудняются с оценкой. Если в группе респондентов, относящих себя к хорошо материально обеспеченным, негативные отзывы о нововведении звучат лишь немногим чаще позитивных (+31%, –37%), то в группе плохо материально обеспеченных отрицательные оценки явно доминируют (+16%, –54%).
Аварийно-диспетчерские службы газового, энергетического, коммунального хозяйства должны находиться в ведении снабжающих организаций («Электросетей», «Облгаза» и т. п.) и эти организации должны выполнять заявки жильцов на проведение ремонтных работ, считает большинство опрошенных – 60% (в Москве и Санкт-Петербурге более всего – 73%).
Если с приходом управляющих компаний качество ЖКУ ухудшится, то виноваты в этом будут власти, которые попустительствовали выходу на рынок недобросовестных компаний, считают 30% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев – 45%). Немало и тех, кто счёл бы виновниками частные управляющие компании (21%) или новую систему управления ЖКХ в целом (20%).